Компоновка КТЭО РУСЭЛПРОМ в автобусе ЛИАЗ5292 Печать

На фото показано монтаж элементов КТЭО в заднем свесе автобуса – генератора, состыкованного с дизелем с воздушным принудительным охлаждением, блока силовой электроники с системой жидкостного охлаждения, тягового двигателя. Блок накопителей и вспомогательных источников расположен на крыше автобуса.

Компоновка блоков в двигательном отсеке автобуса

Функциональная схема реализованной последовательной схемы КТЭО в составе гибридного варианта городского автобуса ЛиАЗ-5292 показана на рисунке 9. Технические характеристики всех компонентов КТЭО, особенности схемотехники и конструкции, алгоритмы и программы управления контроллерами, результаты тестовых, заводских и полигонных испытаний будут являться предметом отдельной статьи.

Улучшение экономических и экологических показателей работы энергоустановки автобуса с КТЭО обусловлено качественно другим режимом работы ДВС в ее составе. Дизельный двигатель будет работать в стационарном режиме, оптимальном по экономии топлива и выбросам вредных веществ. Применение дизеля меньшей мощности в гибридном автобусе по сравнению с серийным, возможность рекуперации энергии при торможении, движении накатом или сбросе скорости позволит сэкономить до 50% топлива. Управляемость гибридного автобуса и комфортность его обеспечивается скоростью реакции системы органов управления и электропривода на управляющие воздействия водителя, которая для электрической системы на порядок превышает скорость реакции механической или гидромеханической системы. Шумность тягового оборудования снизится за счет исключения механической связи между ДВС и колесами (половина элементов механической трансмиссии) и применения ДВС меньшей мощности по сравнению с традиционной схемой. Применение электронной системы управления тяговым приводом позволит реализовать функции управления и сервиса, недоступные на обычном транспортном средстве. Что касается стоимости КТЭО и гибридного автобуса на его основе, то при серийности не менее 100 единиц в год, стоимость КТЭО не превысит 1,5 млн.руб., а стоимость гибридного автобуса на основе ЛиАЗ-5292 будет не более 4,7 млн.руб. в ценах 2008 года (по оценкам специалистов дивизиона «Автобусы» группы «ГАЗ»). Ближайший зарубежный аналог, серийный выпуск которого начнется в 2010 году, автобус Man Lion’s City Hybrid, будет стоить порядка 400 тыс. евро (более 10,5 млн. руб.). Серийно выпускаемый на настоящее время аналог – гибридный вариант автобуса Orion VII производства DaimlerChrysler имеет стоимость 385 тыс. долларов в ценах 2007 года (около 15,5 млн. рублей).